
Земля — Вселенная — Маниту
Майя представляли Вселенную в виде четырех точек, колец, окружностей или шаров, которые распределяются по сторонам квадрата вокруг пятой точки, кольца, окружности или тара, занимающего середину.
Более того, это — не только изображение, это и есть сама Вселенная. Каждое отдельное кольцо символизирует солнце. Четыре бога по углам мира объединяются в центре, да и они сами — не что иное, как отделенные части центрального божества.
Пополву, священная книга киче-майя, утверждает: «Как указали Тсакол, Битол, Алом и Каналом, так и было создано все на земле и в небесах, так и было все собрано и разделено на четыре части, и было измерено небо и протянули мерную нить от неба до земли, и растянули се на четыре угла. И когда протянули все линии и параллели неба и земли, то и свершилось все, и было все хорошо измерено и четырех угольно».
По представлениям современных хорти-майя, четыре угла космического квадрата соответствуют внешним точкам видимого горизонта, по которым держит свой путь солнце по небу в течение года. Это — точки солнцестояния и главные сферы (восток, запад, север, юг) пересечения космического креста со сторонами квадрата.
Для индейцев оджибва в Миннесоте земной круг выглядел при создании мира как показано на рисунке, для индейцев хопи в Аризоне — как на рисунке ниже: «Четыре нации, четыре расы существуют в мире и держат его в равновесии».
На щите индейцев дакота мы видим четырехугольную землю, подвешенную на четырех основных точках на фоне синего неба, с которого свешиваются перья.
Тахуантинеуйя — мир четырех сторон света пиков — поделен на четыре области, или суйя. Они отходят от куско — пупа мира — на северо-восток (антисуйя), северо-запад (шин-часуйя), юго-запад (кунтисуйя) и юго-восток (колласуйя). Также разделена и столица Куско.
В представлении индейцев ленапсалтонкин в Оклахоме и Канаде изображение земли с четырьмя кончиками — это одновременно и образ верховного божества, первого существа, появившегося на земле. Квадрат с четырьмя отростками означает для индейцев силу Землю и дующие с четырех направлений ветры. Верховный бог (Маниту), Вселенная и Земля в представлении индейцев легко общаются и созвучны друг другу.
Хорти-майя устанавливают на алтарь в центр образованного четырьмя жертвенными чашами квадрата большой, увитый зелеными листьями крест. На полу храма ножками алтаря — «земного стола» — служат четыре (по возможности) идеалы-то круглых камня. Священнослужители храма поясняют, что это делается для того, чтобы обозначить космический квадрат — магический пояс, преграду, которая служит для защиты алтаря и божка. Ту же самую защитную функцию имеют и четыре деревянных креста, установленные на четырех воротах — выездах из деревни — и украшенные цветами и пестрыми бумажными ленточками. Эти выезды соответствуют четырем дорогам, которые отходят от центра на четыре стороны света.
Существует еще один воображаемый квадрат; он включает в себя всю территорию, на которой живет племя. Этот квадрат помечают четырьмя пограничными крестами, составленными из положенных друг па друга камней. Это — и примерные границы территории и, одновременно, четыре стороны света.
Если представите себе пол храма, соединенный воображаемой линией с алтарем, мы получим основание пирамиды, вершина которой будет указывать на божка. Алтарь становится пирамидой, которая покоится своим основанием на земле. Если с проецировать составленную из концентрических квадратов схему вверх, по вертикали, мы получим гигантскую ступенчатую пирамиду — символ всей Вселенной, которая для индейца ограничивается его собственным миром, территорией, на которой он живет. Каждая часть, каждая ступень пирамиды — символ магического барьера, защищающего божка от недобрых сил.
