
Свет и туман
Главная фигура, которая постоянно присутствует во всех преда! птях о ведьмах, никогда, собственно, не выступает в отчетливом облике. В лучшем случае мы можем увидеть это лицо на более поздних изображениях и в записях преданий, которыми мы обязаны людям, не видевшим собственными глазами «ночных собраний».
Станислав Пршебышсвекин пишет: «Неопределенные высказывания, в которых все происходящее предстает словно бы окутанным дымкой, тонущим в тумане, указывают на использование гипнотических наркотических средств. Образ Сатаны отчетливо проступает крайне редко, порой он предстает как огромная масса тумана, а порой — как ствол дерева с «неким подобием человеческого лица, но затененным облаком» (Де Ланкр). Другой раз он выступает будто бы в человеческом облике, но красный и пламенеющий, вырывающийся из печи, причем формы его были видны лишь частично, и то на короткое время».
Как тут не вспомнить известного медиума XIX века Карла фон Рай-хснбаха, который в своих многочисленных трудах доказывал, что «сенсетивные», обладающие особо тонкой чувствительностью люди видят в темноте исходящее от живых существ и от мертвых предметов свечение, напоминающее порой сияющее облако, а порой даже языки пламени. Райхенбах назваст эти субматериальные силы «од», а Вильгельм Райх — «оргон». В последнее время говорят о русском исследователе Кирлианс, который пытается зафиксировать такое свечение на фотографии.
С тех пор, как сотни тысяч молодых хиппи в Северной Америке и Европе устремились на природу в попытке вести иной образ жизни вдали от шума и массовых развлечений, порожденных цивилизацией больших городов, подобная сснситивность в соответствующих слоях «нового общества» будто бы стала довольно частым явлением. В сообщениях о подобных восприятиях говорится как о нечто само собой разумеющемся и повседневном об «ауре» — «поле духовной энергии, которое окружает все живые существа». Еще чаще говорится о движениях, волнах сил, «вибрациях»: «Это слово, кажется, использовалось многими членами духовных обществ для описания воспринимаемых духовных излучений (spiritual emanations)» (Ина Мей). Нам неважно, имеем ли мы в данном случае дело с действительными энергиями в понимании исследователей Райхснбаха, Райха, Кирлиана или с обозначением экстатических переживаний чувствительных к энергиям людей. Идет ли речь о шаманах или ведьмах более ранних времен или о хиппи 70-х годов, — все они видят лики мира в ночном уединении природы не как нагромождение только материальных вещей, но как бесконечную полноту волнующихся жизненных сил — каждый предмет, окруженный, так сказать, своей аурой.
