Козел
Если предводитель шабаша появляется на собраниях ведьм украшенным рогами, напоминающими рога оленя или козла, то нередко у него просто бывает голова {или маска?) козла.
У этого животного отмечают, прежде всего, его умение высоко прыгать в разные стороны, воинственно бодаться, а также плодить потомство. Очевидно, поэтому козел еще в древности стал символом огненной, оплодотворяющей мир мужской силы, и видимо так надо понимать египетского божественного козла Мсндсса, античных фавнов и сатиров, греческого бога Пана, священных козлов бога вина Диониса.
Германский Тор, размахивающий своим молотом-молнией, бог оплодотворяющей грозы, скачет на колеснице, в которую впряжены козлы. По немецким народным повсриям, козел в хлеву охраняет род от злых сил. И по русским повсриям, дух с козлиными рожками — домовой — приносит счастье. То есть козел и тут оказывается символом плодовитости, следовательно, служит гарантией продолжения рода и поэтому радует духов всех предков. (Примечательно, что славянский домашний дух — домовой — называется также старик, дед, прадед!).
Мифологи XVIII—XIX вв. объясняли происхождение фигуры козла — повелителя шабаша — от «чернобога», «злого божества» языческих славянских племен, который «изображался у них в виде козла» (Фридрайх): это имя означает дословно «черный бог», то есть божественную силу, которая действует также и в темноте.