Волшебства
Сказочные существа, с которыми герой встречается во время своих странствий и которые становятся его верными союзниками, помогают ему в конечном счете обрести жену и корону. Часто они пускают в ход свои магические силы, чтобы воспрепятствовать злым козням противника, а также нередко снабжают героя различными предметами, которые делают его невидимым и неуязвимым.
Чудесная сила таких предметов оказывается просто фантастической: вспомним хотя бы о шапке-невидимке или о скатерти-самобранке. Эти подарки сходны с теми, какие получают рыцари, и это правдиво изображается в средневековых хрониках: какого-то сверхбыстрого, не знающего устали коня или несокрушимый щит, или таинственное приворотное зелье.
Шапка, исполняющая желания
За пределами средневековых королевских и княжеских дворов, замков и крепостей, за стенами небольших городов простирались нескончаемые леса, не рассеченные каналами болота, не прерванные в своем беге плотинами реки. И здесь жили племена, народы, образ жизни которых вполне объясняет их тягу к чудесному и отношение к ним горожан, как к непонятным, причудливым существам.
Вплоть до XVIII века и в Европе избегали представителей некоторых древних профессий: их сторонились, почти не вступали с ними в общественные контакты, не заключали браки с лицами этого круга (почти как в индийских кастах!). Объяснснис кроется, по-видимому, в представлении, что эти слои народа хранили совершенно особенные магические знания и ритуалы, что они будто бы имели, в отличие от остальных люден, совершенно таинственное, только им известное происхождение.
Из народных поверий, бытующих г. Альпах, можно заключить, например, что в кузнецах и углежогах видели прямо-таки людей огня, каких-то неземных существ, только напяливших на себя маску человека. В преданиях Германии и России магические свойства приписывали мельникам и рыбакам, которые властвуют над русалками и водяными, ночью вступают с ними в любовную связь, а может быть, и сами родом от водяных.
Если же эта профессия передавалась из поколения в поколение сотнями лет, то люди почти не сомневались, что под одеждой рыбака скрывается рыбья чешуя, а на ногах и руках растут плавники. Рабочие рудников умели-дс говорить с гномами. Если же какие-то люди или семьи жили в горах, то про них рассказывали, будто они знались с сильфами и воздушными духами и умели «летать по воздуху».
Окружающая среда и питательная почва для таких кланов и таких веровании ушла с покорением рек, осушением болот, сооружением плотин и другим вмешательством цивилизации в природу. Однако и в наши дни люди, которые и по сей день продолжают профессию предков, любят рассказывать, что их деды с самыми примитивными инструментами создавали такие изделия, которые сейчас представляются чудом.
А в средние века, чтобы добиться победы над врагом или успеха в задуманном деле, перво-наперво следовало обзавестись мечом, «выкованным по старым секретам», выпить напиток, настоянный на травах, собранных на неведомых лугах, получить в подарок коня «от дикой кобылицы».
Герой, который в сказке получает «волшебные дары», олицетворяет человека, умеющего настроиться на «длину волны», на которой общаются представители совсем иных народов или слоев общества. Он получаст от них знания, неведомые обывателю, вращающемуся только в кругу себе подобных.