
Первобытные законы красоты.
В тех уголках земли, где никто и никогда не слышал слова "косметика”, женщины, а нередко и мужчины соблюдают свои собственные первобытные законы красоты как из эстетического чувства, так и из религиозных побуждений. Ведь так называемые дикари имеют совершенно четкое представление о красоте и не упускают случая продемонстрировать должным образом свое понимание прекрасного. Как мужчины, так и женщины стараются придать своему телу, одежде и общему виду известную элегантность. Цивилизованный мужчина по части ухода за наружностью давно уже уступил первенство женщине, а вот его более отсталые собратья все еще соревнуются с прекрасным полом, стремясь, насколько возможно, перещеголять своих соплеменниц.
Желание увековечить излюбленный рисунок на лице привело к изобретению глиняных штампов, или пинтадер, как их называли ацтеки, при помощи которых можно было отпечатать на коже выбранный узор. Как показывают раскопки, такие штампы были известны уже в ледниковый период. В наше время ими пользуются племена Гран Чако. Племена даяков с острова Борнео часто переводят с помощью штампа узор на кожу лица или тела, а затем используют его как рисунок для татуировки.
В наколотый или вырезанный на коже узор не всегда добавляется красящее вещество. В этом случае речь идет о "татуировке рубцами” (рубцевании), которая была характерна для древнетасманийской культуры и до сих пор еще широко употребляется на Африканском континенте.
Члены одного из родов в Убанги — банда — украшают себе грудь, спину и руки симметрично расположенными кожными рубцами. Народ пангве тщательно вырисовывает узор сажей и затем прорезает его ножом, после чего раны натираются жженой смолой, таким образом почти все тело покрывается узорами из рубцов. Однако пангве считают неприличным украшать рубцеванием верхние части бедер. Поэтому они упрекают в бесстыдстве женщин племени яунде, которые наносят узоры и на эти места. Туземцы из Судана татуируют знаки своего племени на щеках совсем еще маленьких детей. Они втирают в резаные раны смесь из селитры, золы и трав. Через несколько дней раны эти распухают, а затем на их месте образуются широкие рубцы, которые служат характерным признаком суданских негров.
Иногда татуировка рубцами сочетается с татуировкой цветным орнаментом. Так как последняя производится более тонким способом, она позволяет создавать сложные орнаменты. Наилучших результатов в этой сложной смешанной технике добиваются в Океании. Прежде всего, следует упомянуть маори из Новой Зеландии, чьи замечательные спиральные орнаменты придают даже искусно препарированным и благоговейно почитаемым головам мертвых предков выражение вечной красоты. Резные фигуры, которыми столь богата культура маори, иногда наглядно воспроизводят эту характерную технику в гигантски увеличенном виде.
Различия в представлениях о прекрасном у отдельных народов земли бывают часто просто поразительными. Так, в высшей степени условно представление о том, что белые зубы украшают человека, хотя даже некоторые далекие от цивилизации народы разделяют это мнение. Африканское племя нуэр, например, использует древесную золу и коровий навоз, чтобы поддерживать чистоту и белизну своих зубов. Пангве являются ревностными сторонниками тщательного ухода за зубами: они не расстаются с украшенной латунью тростью, верхний конец которой расщеплен в виде щетки, и периодически полируют свои зубы.
А вот дусуны с острова Борнео считают, что главное украшение рта — черные зубы. Исследователь Стааль подробно ознакомился со сложным способом чернения зубов. Он настолько "священен”, что чернить зубы разрешается только накануне большого праздника демона Мегинакан.
Все эти способы украшения человеческого тела находят свое завершение в изготовленных руками человека всевозможных предметах, вроде ожерелий, браслетов, сережек и т. п. Начиная с обыкновенного сухожилия с нанизанными птичьими косточками, которые носят на Огненной Земле, или просто украшений из раковин и кончая красующимися в волосах полинезийцев хохолками какаду и хвостами райской цапли или тяжелыми латунными щитами и нашейными цепями африканских племен, человечество навешивает на себя невероятное множество украшений.
В природе едва ли найдется такое вещество, которое не применялось бы для украшения человеческого тела в доказательство хорошего вкуса или богатства его обладателя.
