
Вода - источник - дождь - облако
Символы воды в простой и запоминающейся стилизации находят еще в виде наскальных изображений у индейцев гопи.
Текучую воду ацтеки изображали как поток из нескольких ручейков, на концах которых рисовали круглые капли и белые домики улиток.
Согласно некоторым рукописям ацтеков вода вытекает из подземного ключа, а у индейцев ольмеков она низвергается дождем из облака.
Тольтекский наскальный рельеф, представляющий богиню воды и кукурузы, которая поднимается из воды, отмеченной волнистыми линиями, домиками улиток и перекрученным орнаментом, показывает, что древние индейцы, для которых главные ценности в жизни составляли здоровье и пища, хорошо понимали, насколько они зависимы от воды.
А у современных майя — хорти самой главной церемонией года считается праздник змеи, который отмечается перед началом сезона дождей. Он состоит из целого ряда ритуальных манипуляций. У священного родника — он же сердце или пуп Вселенной, опускающийся до «самого подземного царства» — сооружают в центре космической идеограммы, помеченной четырьмя камнями, увитый листьями крест. К кресту на длинной веревке привязывают двух индеек, петуха и курочку, и петух наскакивает и несколько раз топчет курочку. В конце праздника их принесут в жертву богам.
Жрец приглашает небесных богов спуститься на землю и принять пожертвованную им пищу, а затем умоляет как можно скорее прислать дождь, «новое питье, новую пишу, детей и здоровье всему племени»! Ведь великое божество, которое сидит в центре Вселенной, «даст все». После этого петуху отрубят голову, а курочку живой бросают в бьющую ключом воду источника, который называют «водяной глаз Че Ке» (Че Ке — это имя мифической птицы). На дне источника живет «великая змея» Но Чи Хан, которая и проглотит индюшку.
