Мария Сабина
Когда испанцы в XVI веке завоевали Мексику, они обнаружили вещи, приводившие их христианскую душу в трепет. Одной из таких вещей были священные грибы — индейцы использовали их в ритуальных церемониях, во время которых они погружались в мир провидческих откровений и открывали в себе целительные способности. Испанцы запретили эту «чертовщину», после чего знахари и колдуны стали заниматься своим промыслом потаенно. Западный мир заново познакомился с этими чудесами только в середине XX века. Ими заинтересовались вначале антропологи, а потом хиппи и другие; беглецы от цивилизации, которые надеялись научиться у индейских шаманов умению находить «иную реальность». Тогда-то вновь и были открыты священные грибы, и мексиканские индейцы с изумлением обнаружили себя в центре общественного интереса. Ими восхищались и восторгались. Именно во время этого бума общественного внимания в самом фокусе оказалась одна женщина, которая совсем не ожидала, да и вовсе не стремилась к бурному интересу к своей особе. Эту женщину звали Мария Сабина, она была родом из Гуатла-де-Хсменес из штата Оаксака, что находится в горах на юге Мексики. Мария Сабина — простая женщина, она не умеет ни читать, ни писать и не знает ни слова по-испански. «Я не знала, что такое школа, понятия не имела, что такие вещи существуют в природе. А если бы у нас и была школа, я нипочем бы туда не ходила, у нас слишком мало времени для этого. Раньше ведь мы работали от зари до зари,» — говорит она. Мария Сабина много работала всю свою жизнь.
Когда они были маленькими, Мария вместе с сестренками должны были приглядывать за курами и козами, собирать хворост, мужчины работали на хозяина — богатого землевладельца, женщины ткали и тили. А когда нужно было сажать или убирать кукурузы и бобы — основную пищу крестьян, — то на работу выходила вся семья.
Уже в 14 лет Мария Сабина вышла замуж, но после шести лет брака муж оставил се с тремя детьми, а вскоре и умер. Двенадцатью годами позже Мария Сабина вышла замуж вновь; от этого брака было рождено шесть детей, пять из них умерли. И этот муж оказался непутевым, и он умер через 13 лет после того, как они поженились. Мария Сабина решила не связываться больше с мужчинами, она чувствовала, что се удел — стать «мудрой», как многие поколения се предков: «Я решила отдать себя целиком этому занятию, чтобы избавлять людей от болезней и быть ближе к Богу. К грибам следует относиться с почтением, я чувствую, что я им сродни, они — мои родители, я — их кровь. Это правда, мне было на роду написано стать знахаркой. Я ведь дочь ниньос сантос» (ниньос сантос — священные грибы, их имя произносить нельзя, поэтому пользуются эвфемизмами).
Впервые Мария Сабина познакомилась со священными грибами, когда ей было шесть лет. Она присутствовала во время церемонии исцеления (велада), а через несколько дней случайно нашла несколько таких грибов и попробовала их на вкус. «Грибы дали мне новые силы»,— заявила она. Марии открывались видения, она чувствовала, что грибы обращались к ней «голосами, которые приходили как бы из другого мира».
В супружестве она грибов не ела: — «Когда спишь с мужчиной, чистота грибов разрушается»,— говорит она; но потом, расставшись с мужьями, она принялась лечить людей. Грибами Мария Сабина вылечила сестру, которая до этого обращалась ко многим знахарям, и после этого народ валом повалил к замечательной врачевательницы.
Для Марии Сабины очевидно, что лечит людей не она и даже не грибы, а та неведомая сила, которая скрывается в грибах. Когда она берет грибы, она может вступить в контакт с этой силой, распознать причины болезни, может говорить и даже петь на «языке мудрости» и лечить, прикладывая руки к больному. Ниньос сантос и другие мистические существа во время видений приходят и учат се; звери, растения, ветер, вода, земля, огонь, звезды являются Марии Сабине и говорят с ней. Но не только они, ей являлись и Бснито Хуарсс (президент Мексики — индеец, XIX век) и такие библейские персонажи, как Иисус, Мария, апостолы. В глазах Марии Сабины нет никакого противоречия в том, что языческие видения перемежаются с христианскими. Ведь вес это — бог и его лики. Она принимает церковную веру, и церковь терпимо относится к таким людям, как Мария Сабина.
В 1955 году к ней приехала чета американцев. Они были не похожи на обычных посетителей. Мария Сабина рассказывает: «Они искали священные грибы. Но они не хотели их есть, потому что были больны. Они искали бога. Его звали Уоссон, се — Павловна». Это были исследователи, и они опубликовали свои изыскания и беседы с Марией Сабиной. Сама Мария не видит в этом ничего плохого, но некоторые соплеменники упрекали Марию в том, что она рассказала чужакам про грибы. Наверное, недовольные и подожгли се дом со всеми пожитками.
После этой публикации в мире узнали о «мудрых». Все чаще стали наведываться иностранцы. Они приезжали из США, Аргентины, Франции, Италии, Японии. Фотографии Марии Сабины появились в газетах (а в 1979 году она даже снялась в заглавной роли в одном фильме), ритуал лечения был записан на магнитную ленту и появился на грампластинке, грибы подвергли химическому анализу. Мария Сабина долго терпела подобные чудачества, но потом все чаще стали наведываться люди, для которых грибы были родом наркотика. «Мне трудно было объяснить им, что вел ада — это не просто церемония вызова бога, в этом ритуале должна быть цель, и эта цель — лечение человека»,— вспоминает она.
Некоторые местные крестьяне начали продавать грибы посетителям. Гуатла стала притягательной точкой для наркодсльцов. «И светловолосые и темноволосые молодые люди пренебрегали нашими традициями, они не уважали ниньос сантос». Наконец вмешались власти, они запретили въезд в деревню посторонним, а в 1971 году запретили также торговлю грибами и использование галлюциногенов.
Но сделанного не вернуть. «С того времени, когда приехали чужаки, искавшие бога, ниньос сантос потеряли свою силу. Больше они нам не помогут. До Toil поры, когда приехал Уоссон, я чувствовала, как священные грибы поднимаются мне навстречу. Теперь ничего больше нет, все куда-то ушло». Другие жители деревни тоже жалуются: «Теперь грибы говорят по-английски. Ушел Великий Дух, разрушен наш бог, бог манатеков».