Тримурти
Три основных индийских бога создают триединство, и, соответственно, их изображают как существо с тремя головами и тремя лицами. Одновременно это и три основных силы на земле, которые влияют друг на друга, — немыслимо существование без созидания нового и разрушения отжившего. Сохранение, необходимое космическое равновесие между ними, способствует тому, чтобы ни один из этих двух процессов не преобладал над другим.
Шива
Этот индийский символ Гегель соотнес со своим философским учением о тезисе, антитезисе и синтезе. Не забудем, что часть жизни Гегель провел в Берне (1793—1796) где был домашним учителем в семье из старинного рыцарского рода. В доме была отличная библиотека, а члены семьи поддерживали тесные связи с образованными военными, служившими в Азии, так что не исключено, что становление Гегеля-философа питалось впечатлениями от общения с людьми, хорошо знающими восточную культуру.
Вишну
Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые начинали «младогегельянцами», разработали, основываясь на идеях Гегеля, свое понимание исторического процесса: существование человека начинается в индийской древности в общинах, тесно связанных с природой. Затем человек покидает такое состояние и переходит в новое, современное, характеризующееся эксплуатацией человека человеком, а затем приходит в синтезе к первоначальному положению вещей, но с новым просветленным пониманием своего пути в истории, основанным на знании всех подводных камней, всех тупиковых решений, которые следует избегать.
Кришна
Индийские оккультисты (а за ними и члены европейских и американских оккультных лож) нередко поясняют триединство тримурти как гуны — три главных причины всего нашего поведения и действий. Красная гула — раджас — это гуна страсти, как правило, се приписывают Брахме. Черная гуна — тамас — гуна глупости, и, наконец, белая гуна — саттва — познание.
Брахманский тримурти, под ним янаки сект Вишну (1-12), Шивы (13-30), Дурга (31 и 32), Тримурти (33-35) и Рамы (36)
Человек никогда не руководствуется только одной гуной, прежде чем решиться на что-то, он колеблется между всеми и в своем поступке в конечном счете берет частицу от каждой гуны. Таким образом, в поступке можно использовать следующие варианты: тамас-раджас, раджас-тамас, раджас-саттва и, наконец, саттва-раджас (казалось бы, имеются еще варианты тамас-саттва и саттва-тамас, по они невозможны для психологии индуса, поскольку тупость и инертность, с одной стороны, и познание, с другой, исключают друг друга и не могут встретиться в одном человеке).
Черный цвет принадлежит Шиве-разрушителю. На самом деле Шиву всегда представляют в ослепительно белых одеждах, ведь он «разрушает разрушение», он появляется там, где возникают страдания (из-за людской ограниченности, из-за дурных привьтчек, из-за забвения мудрости), и указывает путь к лучшему, избавление от несчастий.
Тримурнти
Та сторона тримурти, которая характеризует Вишну (хранитель), в большинстве учений соответствует саттве — состоянию высшего познания, цвет ее — белый.
Если Шива — свет, пронизывающий любую тьму, то Вишну в большинстве своих воплощений как герой или как король Кришна рисуется темными цветами — темно-синим, а то и черным. Это объясняется так: все, что хранитель Вишну старается удержать, представляется ограниченному «простому» человеку вредным, недобрым, бессмысленным. А между тем все должно быть сохранено, чтобы мир не потерял ничего из своего разнообразия, из богатства своих красок.
Так из древнеиндийской религии тримурти, которая одновременно вовлекла в орбиту своего влияния представителей белой, желтой и черной рас, населявших территории вокруг Гималаев, пришла в Восточную Азию идея о противоречиях, которые оказывают влияние друг на друга: в китайской монаде Инь-Ян мы видим в центре черного полукруга белую точку и в центре белого полукруга — черную.
Китайский символ Инь-Ян
Изображение тримурти в индийских храмах помешало большинству индийских религий согласиться с идеей власти исконного зла, дьявола, который борется с богом за власть над миром. Все действия богов основаны на идее единства, они служат совершенствованию мира и развитию его общности.
Три главных бога — Брахма, Шива и Вшшгу — лишь разные проявления одной и той же тайной первопричины. Индуизм не даст различным сектам превознести одну сторону божественного откровения над другими, ведь сказано: «Шива в своем темном мире — белый, потому что он постоянно размышляет над существом Вишну. Вишну в своем чистом и светлом мире — темный, потому что он непрерывно думает о Шиве».
Примечательно, что в Махабхарате эти два основных бога постоянно превозносят друг друга как превосходящего себя самого. «Шива — самый преданный поклонник Вишну, непревзойденный образец витттнаитов. Вишну — преданнейший последователь Шивы».