Гефест
Гефест — сын верховных божеств Зевса и Геры. Правда, в одном из более поздних мифов утверждается, что Гера родила Гефеста без содействия своего мужа, а просто отведав чудодейственного растения из ревности, когда узнала, что Афина родилась из головы Зевса. Гефест родился хромым, и мать таи невзлюбила его за это, что сбросила его с Олимпа вниз. Но Гефест не разбился, его поймали в полете богини морских пучин, и в благодарность за это Гефест выковал им великолепные украшения.
А матери он решил отомстить и сковал такое кресло, что если в него сядешь, то больше уже не подымешься. Гера была в восторге от красоты этого трона, но стоило ей сесть на него, как она погрузилась в волшебную дремоту. Гефест ни за что не хотел раскрывать тайну освобождения, и только после того, как Дионис напоил его, Гефест согласился выпустить мать из железной хватки трона. Гефест был пьян, но не настолько, чтобы не выговорить для себя определенные привилегии,— он потребовал от матери официально подтвердить, что та выдаст за него Афродиту.
По Гомеру, у Гефеста на Олимпе была собственная мастерская, где он ковал замечательное оружие и различные предметы. Позднее он перенес свою кузницу в вулканические горы, откуда и происходит римское имя Гефеста — Вулкан. Помощниками его в кузнечном деле были циклопы. Стихия Гефеста — разрушение, но одновременно и созидание — ведь он пользуется в кузнице огнем, который вначале все уничтожает — плавит, а затем помогает сковать новый предмет, изготовить из старой новую форму.
Среди олимпийских богов Гефест обращает на себя внимание тем, что он — чуть ли не единственный работник, ремесленник. У него нет времени брить бороду, он всегда в саже и копоти, невысок ростом, но очень мускулист, волочит за собой ногу. Если сам он неказист, то изделия, которые он куст, отличаются изысканным изяществом и вкусом: тут и причудливые устройства, которые сами перемещаются на колесах, и замечательные украшения, в том числе скипетр самого Зевса, солнечная колесница Гелиоса и щит Ахилла.
В скандинавских мифах часто упоминаются похожие на карликов горбатые кузнецы. Подчас их нарочно делали уродами, чтобы приковать их к ремеслу, чтобы у них не возникло желания выйти из тесной темной кузницы на свет. Они выковывали оружие и, не общаясь с людьми, не могли передать тайны своего ремесла врагам. В древние времена оружию приписывалась магическая сила, так что любой кузнец приравнивался к магу, тем более что непосвященные не понимали, что за процессы совершаются в кузне, в результате которых под действием огня из куска железа появляются совершенно непохожие на него предметы.
Помимо самой идеи мрачного кузнечного ремесла, Гефест олицетворяет художника, фантазия которого материализуется в его художественных произведениях. Об этом говорят, например, выкованные из золота движущиеся устройства, которые тысячелетия спустя обернулись роботами. Хромой, сброшенный с Олимпа за свое уродство сын Юноны оказывается способным выковать замечательные украшения. В теме Гефеста греки объединили уродство с красотой, ведь он выпросил у отца в качестве супруги прекрасную Афродиту, богиню красоты, которая была одновременно богиней любви, объединения. Конечно же, ждать от Афродиты верности не приходилось, и действительно, за спиной мужа она сошлась с его братом — богом войны Марсом, ведь противником любви являются спор, борьба, а это — стихия Марса.
На Олимпе Гефест выступал чем-то вроде придворного шута. Потом он стал исполнять также функцию Гапмеда, самого красивого из смертных, которого в свое время боги забрали на Олимп, чтобы он исполнял обязанности виночерпия и протягивал Зевсу кубок. Иронизируя над своим недостатком, Гефест подносил богам наполненный нектаром кубок, и боги, громко подшучивая, смеялись над этой выходкой Хромого.
Гефест олицетворяет огонь — один из атрибутов Зевса. Огонь пришел на землю с ударом молнии. В римском варианте он также олицетворяет тлеющий огонь, которым пышет земля изнутри. Его святилища сооружали перед городскими воротами. Хотя его и почитали как покровителя, вес же определенное недоверие к Гефесту сохранялось, и горожане предпочитали держаться подальше от Гефеста и его огненных потех.