
Скала — гора — пирамида
В мифологии племени омахасиу ветры, что дуют со всех направлений — с востока, запада, севера и юга — сдувают воду с праскалы — центра Вселенной — и оголяют лежащий под ней камень. Поэтому, когда сиу думают, как бы им отобразить середину, им прежде всего представляется образ скалы. Камень — олицетворение долговременной прочности, изначального и самого древнего, символ начала начал. Каменный обелиск стоит в центре, на деревенской площади, разрывая своей вертикальной устремленностью плоскую равнину прерии. Здесь можно совершать жертвоприношения и оставлять дары прорицателям.
В древнейшие времена по многих районах Мексики на горных вершинах были заложены культовые сооружения. Позднее же на искусственных насыпных холмах, представлявших собой ступенчатые пирамиды, начали строить храмы.
Для европейца небо — это свод, купол, но для других народов небо — это гора, на которую в первой половине дня солнце взбирается вверх, а во второй — спускается в низ. Только склоны этой горы напоминают ступени. Поэтому для многих народов Центральной Америки «искусственная гора» — ступенчатая пирамида — символ неба. Древние майя устанавливали в храмах к некоторым праздникам миниатюрные пирамиды из дерева, изображая «солнечную лестницу», а главную пирамиду — Тетгочтитлан — идентифицировали со «змеиной горой» («коатепль»), па которой когда-то родился юный бог солнца Упцилопочтли, поспавший с луной и звездами.
