Янус/Дианус
Это римско-италийский бог входов и выходов, дверей и всякого начала. В искусстве его изображают с двумя лицами, обращенными, в противоположные стороны. В своей книге «Золотая ветвь» Фрейзер узнает в Янусе прообраз бога леса и вегетации. Под именем Диану с его чтили в дубровых рощах Неми. Там ему служил жрец, который был приравнен к королевскому достоинству. Жрец должен был днем и ночью охранять посвященный его культу дуб — ведь тот, кому удавалось отломить ветку дуба, приобретал право убить жреца и занять его место.
Согласно древней италийской мифологии, однажды имело место святое обручение Диануса и Дианы — богини леса и плодородия. Поскольку Янусу, как и Юпитеру, посвящен дуб, Фрейзер полагает, что эти боги идентичны, как идентичны женские богини Юнона и Диана.
Янус — самая загадочная фигура бога Древнего Рима. Его называют созидателем, богом богов, предтечей всего божественного ареопага. Это напоминает нам индийского бога Вайю, которого также при перечислении называют первым, и иранского Ваю, которого представляют в виде двойной фигуры — Добра и Зла. Как богу начала и конца ему приписывали большое мистическое значение, ведь для римлян первый шаг имел решающее значение для успеха всего задуманного, первый шаг определял все остальные. Если человек начинает что-то новое, он проходит в ворота и попадает в другое пространство. Это касается как перемещений человека во времени и пространстве, так и перемещения душ.
Таким образом, Янус становится богом порога, и мы видим его у входа многих римских домов и у ворот многих городов. К тому же он должен был охранять вверенное его попечительству помещение, отпугивать враждебных чужаков и демонов и приглашать приятных гостей. Соответственно его лицо не имеет демонических черт, как у многих других стражей ворот, оно выражает, с одной стороны, силу и решительность, с другой — дружелюбие и мудрость. Его значение как стража ворот и его двойной лик известны и в других культурах, особенно в африканских. Можно увидеть параллель ему в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню.
Ритуальное убийство жреца этого бога в Неми и его почитание как бога природы включают это божество в длинную череду культов вегетации, главная идея которых — победа юного бога весны над зимой. Здесь же и основа многочисленных мистерий, культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. Согласно Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, которое заключается в смерти и приходящего ей на смену воскресения. Изображение бога с двумя головами позволяет трактовать этого бога самым различным образом. Он становится символом любого противоречия: внешнее и внутреннее, душа и тело, миф и разум, правое и левое, консервативное и прогрессивное, материя и анти материя одним словом, вся диалектика находит в этом боге свое пластическое синтезированное воплощение. Но максимальное художественное наполнение этот образ находит, когда ему приписывается еще и двуполость.
Нет ничего удивительного, что патриархальный Рим представлял Януса почти всегда с лицом мужчины, ведь отец семейства был безраздельным хозяином дома. В то же время народы, жившие на полуострове Италия, в мифологии которых говорилось об обручении Диануса и Дианы, видели в этом боге как мужское, так и женское начало. В искусном художественном изображении удастся представить оба полюса в их единстве, и тогда голова двуполого Диануса оказывается символом такого социального и психического состояния, которое уже не связано только с матриархальной или только с патриархальной формой сознания общества. И в то же время изображение не лишено подчеркнуто характерных черт мужчины и женщины, пластика представляет собой поле вибрации, где разделение сливается в единство, чтобы затем вновь отъединиться друг от друга. Эта двуполость напоминает божество нового Эона, о котором говорит Кроули в «Книге Тота», а в картах Тарот так рисуют дурака.
Как социальный символ голова Януса имеет вполне реальный прообраз, не можно рассматривать как общественно-политическую тенденцию, которая предпочитает оглядываться назад и учитывать традицию, чтобы сделать более обоснованным и более уверенным свое поведение в будущем. Самос убедительное отражение такая тенденция находит в европейском регионализме, в котором преобладают экологическое и молодежное движения. Молодые баски, бретонцы, валлийцы, эльзасцы хотят больше знать о своей ушедшей культуре, о се традициях, чтобы противопоставить их технократической бюрократии государства.
В экологическом движении ФРГ также оказались плечом к плечу представители консервативного и лево-анархистского лагеря — очень редкое явление для социальной и духовной истории Германии. В своей книге «Переживут -только племена» Вайн Делориа пишет, что движение американских хиппи потерпело поражение потому, что оно не опиралось на традиции и ритуальный опыт; если принять такую точку зрения, то можно сделать вывод, что остатки индейской традиции и крестьянской культуры обречены на вымирание, если они не будут подпитываться энергией, которую даст им молодежное движение. И тогда двухголовый Янус мог бы стать символом такого синтеза.